Читать онлайн. Умный ребенок. Фельетон. Аркадий Аверченко. Журнал “Новый Сатирикон”, №30, 1915 год.
Я вспоминаю Вовку таким, каким он был в 5 лет — худеньким, кудрявым мальчиком, с белыми тонкими ручонками, влажными розовыми губками и большими серыми глазами, умно и вдумчиво глядевшими на мир Божий.
Ему было всего 4½ года, этому Вовке, а по уму и сообразительности ему можно было дать не менее полутораста лет.
Поступок его с “книжкой для раскрашивания водой” явно вызвал с моей стороны репрессию (я поставил Вовку носом в граммофонную трубу, а за обедом посыпал солью его мороженое), но втайне этот мальчишка привел меня в восхищение…
Дядя, что это? — с дрожью любопытства и радости спросил Вовка, разворачивая принесенную мною книжку… — Ой, что это? На книжке белые листы с черточками, а тут вон кисточка, а красков нету… Чем же его раскрашивать, если красков нету?
— Прежде всего, не красков, а красок.
— Куда же ты дел красок.
— Не “красок дел”, а краски.
— Ну, ладно. Я же спрашиваю: никаких краски нет?
— Красок, а не краски, — неумолимо поправил я.
— Ну, хорошо! Я же тебя спрашиваю русским языком: где же такие, черненькие, желтенькие, голубенькие кружочки, которыми раскрашивают?
— Ах, ты мошенник! В обход пустился? Ну, да Бог с тобой… Красок, брат, здесь не полагается. Нужна просто вода… Ты обмакнешь кисточку в стакан с водой и потом поведешь тут вот, около этих темных линий. От воды сразу и проступает: где должна быть синяя — там синяя, где желтая — там желтая. Видишь — я вожу бесцветной водой по этим черточкам, а получается цветной петух: гребень красный, перья желтые, а крылья черные… Видал?
Вне себя от восторга глядел Вовка на меня с остолбенелым видом.
— Прямо чудо! — сказал он.
— То-то и оно. На, рисуй.
Вовка налетел грудью на край стола и, прикусив зубами язык, стал прилежно водить кисточкой по намеченным линиям, а я уселся читать газеты.
Через пять минут я тихонько заглянул через Вовкино плечо…
Оказалось, что Вовка чрезвычайно упростил задачу: он мазал кистью без разбора от одного края бумаги до другого — совершенно игнорируя темные черточки. Конечно, результат получился тот же: куда ни попадала вода — на том месте, по-прежнему, ярко выступал необходимый тон. Кропотливая работа сразу сократилась на девять десятых…
Раскрасив таким простым приемом первый лист, Вовка пересчитал последующие (двадцать три), призадумался немного, и потом, бросив на меня косой взгляд, потихоньку сполз со стула… Положил подмышку чудесную книгу, еще раз оглянулся и выскользнул в дверь.
Одним глазом из-за края газеты я следил за ним.
Меня заинтересовало: какая мысль пришла в голову этому замысловатому мальчишке?
Нашел я его на кухне…
Присев на корточки над ведром, и погрузив обе руки в воду, он смирно сидел с таким выражением лица, будто только что своими руками потопил котенка и теперь спокойно выжидает того момента, когда котенок под водой совершенно захлебнется и издохнет.
Увидя меня, Вовка немного сконфузился, но стойко выдержал мой изумленный взгляд.
— Что у тебя там в ведре с водой?
— Руки мои.
— А в руках что?
— Твоя книжка.
— Зачем же ты ее утопил?
— Кто там ее топил. Я только положил в воду. Чем мне раскрашивать каждый лист, я ее просто сразу всю намочу. Да ты не бойся: картинки, все равно, появятся.
Действительно, картинки проступили на бумаге даже при такой оптовой примитивной работе.
Удивительный мальчишка был этот Вовка!
Читать онлайн. Умный ребенок. Фельетон. Аркадий Аверченко. Журнал “Новый Сатирикон”, №30, 1915 год.