след от ядра на ноге каторжника, Аверченко

След от ядра на ноге каторжника. Аркадий Аверченко.

Читать онлайн. След от ядра на ноге каторжника. Аркадий Аверченко. Фельетон. Журнал “Барабан”, 1917 год.

Помните? 
Каторжника приковывали к ядру или ядро к каторжнику — это как вам больше по вкусу — и волочил каторжник это ядро у ноги много, много лет… 
И иногда его выпускали на свободу, и он делал блестящую карьеру, попадал в высший свет, и ничто не напоминало в нем каторжника, кроме одной детали… 
Кроме одной детали: он всегда, до конца жизни, слегка волочил правую ногу — ту самую, к которой когда-то было приковано ядро. 
Все мог изменить он: голос, лицо, волосы, но этой ужасной волочащейся рабьей ноги — переделать он не мог: привычка волочить правую ногу навсегда въелась в беднягу. 

Кстати о ноге: недавно ехал я в вагоне с офицером-инвалидом, потерявшим под Красноставом правую ногу. Сидели. Разговаривали. Вдруг он наклоняется, делает рукой какое-то странное движение, но сейчас же, будто опомнившись, откидывается назад, смущенно смеющийся, растерянный.
— Что вы? Что с вами?! 
— Хотел почесать ногу. Сейчас поймал себя на этом. 
— Зачем же остановка? — улыбнулся я.
— И чешите на здоровье. 
— Да дело-то в том, что хотел я почесать деревянную ногу…   Я всегда вспоминаю эту деревянную ногу, когда сталкиваюсь с целым рядом старых въевшихся привычек, так смешных при нашем трехмесячном республиканском строе.


Идет по Невскому солдат… Вид у него самый “свободный”: шинель внакидку, шапка на затылке, в зубах папироса. За поясом огромный красный бумажный тюльпан. Одним словом, каждая пуговица, каждая складка громко и торжественно поет: “Отречемся от старого мира!”. 
Навстречу важно шагает полный седоусый генерал. 
Увидев его, солдат моментально подобрался, вытянулся в струнку, сделал четкие пол-оборота… но в этот момент какое-то новое молниеносно-быстрое соображение мелькнуло на каменном лице его… Молодецки подобранные плечи сразу увяли, опустились, вытянутые в струнку руки размякли, заболтались, глаза сощурились и приняли самое ироническое выражение. Не выпуская изо рта папиросы, он засвистал и, еще больше спустив с плеча шинель, развинченной походкой проследовал дальше. 

Я сразу понял всю сложную гамму его переживаний: сначала, при виде шинели на красной подкладке, выскочила в клеточке мозга совершенно определенная, привычная эмоция: красная шинель, генерал, руки по швам, фрунт, поедание глазами — все такое сложившееся, внедренное годами. Это — инстинкт, привычка, деревянная нога, которую хочется почесать. 
Но тут же всплыл, как масло поверх воды, твердый разум его, воспоминание о том, что было так недавно, что идет вширь, вглубь, вкривь и вкось — и вот уж разум победил привычку, и вот снова свободный солдат элегантно и гордо скользит по людному Невскому. 
Но все-таки я узнал в этом гордом человеке — его, бывшего каторжника, так долго протаскавшего на ноге обременительное ядро.


Мне рассказывали. 
Приехал в деревню агитатор просветить народ насчет нового строя.   Крестьяне и без него были настроены крайне республикански, царя ругали безо всякого милосердия, требовали земли, воли и всяческих свобод — в очень энергичной форме. 
И вот, когда агитатор просветил темный народ насчет переворота и всего прочего, — один ершистый волосатый мужичонка вдруг вспомнил о мандатах пришельца. 
— Постой, — сказал он. — Да ты кто будешь? 
— Я социалист-революционер.   И страшный, злобный вой был ему неожиданным ответом: 
— Как так сицилист?! Как так леворюционер? При царишке нашем не могли мы от вас, чертей, избавиться, да и теперь при свободе вы тоже не сгинули, окаянные?!! 
Вот тебе и республиканское настроение. Вот и поняли момент.   Рванулся вперед коллективный русский мужичок, ан нет: не тот шаг — одна нога волочится. Два ядра на ней, два привычных, вбитых сотней лет в голову жупела: “сицилист” и “леворюционер”.


В театре миниатюр на Невском идет веселая пьеса из жизни дома Романовых.   По ходу этой зазвонистой, развеселой забубенной пьесы, когда выходят бывшие министры с Гришкой во главе — оркестр начинает играть мотив “Боже, царя храни”, который через минуту переходит в бесшабашный напев из “Прекрасной Елены”: “Я муж царицы”. 
И вот — верьте мне, я говорю правду, — когда раздались первые звуки “Боже, царя храни”, вся публика как один человек встала с места и стояла так с минуту, и только резкий переход на сумасшедшего Оффенбаха бросил обратно на места сконфуженную, смущенную публику. 
Вот вам… На сцене — “Гришка с Алисой-распутницей” откалывают канкан, а в это время публика стройно и объединенно вскакивает с мест при первых же звуках привычного гимна — тяжелого ядра, которое было привязано к ноге десятки лет.


И последнее:   На перекрестке мирно стоит милиционер.   Подходит пьяный человек в том периоде опьянения, когда весь мир кажется враждебным, холодным и подлежащим уничтожению.   Тупо спрашивает: 
— Милиц-ционер? 
— Да, товарищ. 
— Хочешь в морду? 
— Что вы — с ума сошли? Проходите. 
— Хочешь в морду? 
— Если вы не отстанете — я вас в комиссариат отправлю. 
— Ах, ты так? Н-на-ж тебе!! 
Милиционер падает с ног, и улица оглашается болезненным призывным криком: 
— Гор-родовой!!!


Все мы, бывшие каторжники, еще долго будем волочить нашу правую ногу, и только дети наших детей зашагают вольно, бодро и прямо к тому Далекому Неизвестному, которое будет ведомо только им — настоящим детям свободы.


Читать онлайн. След от ядра на ноге каторжника. Аркадий Аверченко. Фельетон. Журнал “Барабан”, 1917 год.