Россия. Полное Географическое описание нашего отечества. Том шестнадцатый. Западная Сибирь. Под редакцией В.П. Семенова-Тян-Шанского. Под общим руководством П.П. Семенова-Тян-Шанского и академика В.И. Ламанского. Издание А. Ф. Деврьена. 1907 год. Древняя история Западной Сибири.
Глава 4. Исторические судьбы Западной Сибири и ее культурные успехи. Ф.Н. Белявского (Белявский Фотий Николаевич) и С.Д. Чадова.
- Древняя история Западной Сибири.
История Западной Сибири, удаленной от стран, оставивших повествования о жизни и судьбе древних народов, бедна преданиями. Из китайских летописных сказаний известно, что южная часть Западной Сибири еще в глубокой древности, за 2000 лет до нашей эры была местом обитания и ареной столкновений многочисленных племен, то наводнявших Китай, то отливавших к Сибири и отчасти по ее равнинам перекочевывавших в Европу.
Через алтайские долины, лежавшие на пути переселения народов, по-видимому прошла большая часть племен, двигавшихся в Европу, в них же побывали и многие другие азиатские народы; но кто были эти племена, в какой последовательности и где они проходили по Западной Сибири, ― это могли бы приблизительно сказать только разве оставленные некоторыми из них следы в виде могильных курганов, каменных баб, разных ископаемых остатков старины, да надписи на скалах и могильных памятниках, до сих пор неразобранные.
Сибирь мало исследована в археологическом отношении; значительная часть ее исторических памятников расхищена кроме того алчными искателями кладов, в поисках за драгоценными металлами раскопавшими множество курганов, разбросавшими в них, а также и в речных пещерах драгоценные для археолога остатки костей и древних каменных орудий и похитившими все, что оказалось более пригодным и ценным.
Находимые на всем пространстве Западной Сибири и особенно на ее севере кости мамонта наводят на предположение о существовании здесь и постоянного соседа его ― человека древнейшего (палеолитического) периода каменного века.
Некоторые из найденных в Тобольской губернии каменных орудий действительно по своей форме могли бы быть отнесены к памятникам этой эпохи (например, вырытые Словцовым близ города Тюмени скребки), но отсутствие совместного нахождения с остатками мамонта каких-бы то ни было следов человеческой жизни все же не позволяет признать это неоспоримым.
Остатки неолитической эпохи находят в разных местах Западной Сибири (близ Барнаула, Мариинска, в Змеиногорском руднике близ с. Самаровского, Тобольска, Кургана, Тюмени и пр.). Это главным образом топоры, молоты, клинья, наконечники копий и стрел из диорита, нефрита и других твердых пород.
Особенного внимания заслуживают орудия из нефрита, найденные в Барнаульском округе; более первобытная форма и менее удовлетворительная отделка этих орудий в сравнении с находимыми в Европе указывают как бы на то, что человек неолитического периода, если только он двигался в то время их Азии в Европу, постепенно в то же время совершенствовал по пути приобретенное им в прародине искусство сверлить и обделывать камни.
Не одно однако искусство обрабатывать камень процветало в Азии: по богатству и роскоши находимых в курганах Западной Сибири бронзовых орудий, золотых и серебряных вещей и многочисленным следам в Алтае древних рудокопных и плавильных работ можно судить, что здесь очень рано началась и велась и в широких размерах добыча и обработка драгоценных и других металлов.
К каким отдаленным временам относится добыча благородных металлов аборигенами Алтая, можно судить по рассказу Геродота об аримаспах, похищавших золото у гриппов, живших в горной стране, в которой почва восемь месяцев в году бывает замерзшей, и стерегших там золото. Указания Геродота на те пути, которыми доставлялось это золото от аримаспов в Скифию, не оставляют сомнения в том, что речь шла о добыче золота в пределах нынешней Томской губернии.
Древние жители Алтая плавили руду в больших глиняных горшках, обломки которых встречаются около рудников вместе с каменными и медными орудиями. Отсутствие в древнейших алтайских медных и серебряных рудниках железных орудий доказывает принадлежность их к тому времени, когда железо еще не было известно в Алтае; а между тем, судя по китайским летописным сказаниям, добыча его здесь в VII в. до Р.Х. уже производилась.
Памятники прошлого найдены главным образом при раскопках курганов, которыми богаты долины алтайских рек Катуни, Чарыша, верховья Алея, Иртыша и другие местности юго-восточной области Западной Сибири. По течению реки Чарыша кроме того в нескольких пещерах оказались остатки костей и вообще следы древнего обитания человека.
Находимые в курганах разнообразные украшения и утварь говорят о сравнительно высокой культуре древних обитателей Сибири. На многих кубках, бронзовых, серебряных и золотых кружках и пластинках заметны довольно сложные рисунки, представляющие чаще всего изображения разных животных и птиц, например оленей, лосей, львов, медведей и т.д.
Из того, что здесь находится высший образец приложения искусства к конскому убору и притом на массивном золоте, можно судить, что эти памятники принадлежали народу наездническому, что подтверждают и скелеты лошадей, находимые вместе с человеческими костями при раскопках курганов.
Этими же племенами наверно оставлены и те каменные монументы (“бабы” и плиты), иногда покрытые надписями, которые встречаются на алтайских курганах¹). Большая часть камней и скал, покрытых неизвестными письменами, находится в пределах соседних с Алтаем округов Енисейской губернии, но часть их заключается и в Томской губернии, например “писаный камень” над рекой Томью выше Томска, надписи в Бухтарминском крае и др.
Когда ученым удастся найти ключ к чтению этих надписей, будет несомненно пролито более света на прошлое Сибири; но при настоящем положении археологических исследований нет возможности даже только с приблизительной точностью определить время, к которому относятся те или другие памятники жизни и культуры аборигенов Западной Сибири, и только в самых общих чертах можно наметить те племена, которым они могли принадлежать.
В преданиях нынешних обитателей Сибири древние аборигены страны остались под неопределенным названием “чуди”. Возможно, что это название принесено русскими с собой из Европейской России, именно из северо-западных ее частей, где такие же курганы народ называет “чудскими могилами”, разумея известные под этим названием финские племена; но, хотя бы и случайно примененное к сибирским памятникам, это название, кажется, очень недалеко от истины.
В китайских летописях встречаются указания на обитавшие на северной стороне Саянского хребта русоволосые и светлоокие племена, на их столкновения и продолжительное совместное жительство с тюркскими племенами. За столетие до Рождества Христова эти племена, населявшие нынешнюю Западную Сибирь и прилегающие к ней страны, располагались приблизительно в следующем порядке.
¹) Дальнейшее распространение каменных баб на запад в южные степи Европейской России и находки там сходных по орнаменту украшений из драгоценных металлов указывают на участие этих племен в переселениях народов на запад или на общность быта и культуры кочевых племен от Алтая до Дуная.
Россия. Полное Географическое описание нашего отечества. Том шестнадцатый. Западная Сибирь. Под редакцией В.П. Семенова-Тян-Шанского. Под общим руководством П.П. Семенова-Тян-Шанского и академика В.И. Ламанского. Издание А. Ф. Деврьена. 1907 год.
Глава 4. Исторические судьбы Западной Сибири и ее культурные успехи. Ф.Н. Белявского (Белявский Фотий Николаевич) и С.Д. Чадова.
- Древняя история Западной Сибири.