Оршер иосиф львович сапожники о чехове журнал новый сатирикон 1914 год

Оршер Иосиф Львович. Сапожники о Чехове.

Читать онлайн. Сапожники о Чехове. О. Л. Д’Ор (Оршер Иосиф Львович). Журнал “Новый Сатирикон”. №28. 1914 год.

Предо мной небольшая книжка. Название ее:
“Сборник 86 критических статей о произведениях Чехова”.
86 критических статей о Чехове! 86 авторов дали свои отзывы о Чехове!

Выделим из этих 86 имена Бунина, Куприна, Волынского, Михайловского, Овсянико-Куликовского, Короленка ― и назовем “Сборник 86-ти” его настоящим именем.
Имя это в заголовке… Настоящее название сборника ― “Сапожники о Чехове”.
Вот что говорили в свое время сапожники о художнике.

“Первые рассказы Чехова не имеют серьезного содержания, а потому они легко забываются”…
“Второй сборник чеховских рассказов “В сумерках” стоит выше первого”…
“Значение этих очерков умаляется тем, что дарование употреблено на незначительные вещи”…
Эти цитаты взяты из статьи А. Ф. Бычкова. Статья была написана в 1889 году.

Чехов, конечно, был на седьмом небе от “похвалы” знаменитого русского критика А. Ф. Бычкова. Говорят, он плакал от радости и поклялся писать хорошо.
Клятву свою он, как известно, сдержал.
Что же касается А. Ф. Бычкова, то он клятв никаких не давал, и он остался по-прежнему великим, славным А. Ф. Бычковым.

Не успел, однако, возгордиться Чехов, как появился другой великий критик Н. Сумцов (как, вы не знаете Н. Сумцова?) и написал:
“Талант Чехова не совсем ровный и не всегда последовательный”.
“Наблюдательность иногда поверхностна”.
“Психологические и бытовые черты иногда фальшивы”.
“Его профессор ― деревянная или тряпичная кукла с наклеенным ярлыком ума, ничем не доказанного”.

Заплакал после этих слов Чехов, но тут выскочил один из величайших наших критиков Голосов (как, вы не знаете Голосова?!) и сказал:
― Погоди, брат, плакать. Наплачешься после моих слов. Ты послушай-ка.
И Голосов начертал:
“Талант Чехова развивается туго”…
“Краски его холодны и суховаты”…

Не успел опомниться Чехов, а уж тут как тут Я. Абрамов (неужели и Я. Абрамова не знаете?!).
Я. Абрамов пишет (“Неделя” 1898 г.):
“… Произведения последнего (Чехова) оставляют лишь слабый след в самосознании общества, и Чехов имеет слабое влияние на образование господствующих в обществе взглядов. В этом отношении он ниже Г. Успенского, Златовратского, Короленка”.

Узнав, что он ниже Златовратского, Чехов совсем приуныл, но судьбе угодно было нанести ему еще один удар.
Пришел В. Чешихин (автор сочинений Шекспира) и доказал, что Чехов ниже Боборыкина.
― Уйду из литературы! ― решил Чехов.

Хотел уйти, но вдруг услышал за спиной крик:
― Эй, подожди! С Потапенкой тебя сравнить хочу.
Это кричал А. Потапов из “Образования”. Вы, конечно, знаете А. Потапова? Какой русский не знает А. Потапова?
И после сравнения вышло, что Потапенко куда приятнее Чехова, ибо Потапенко жизнерадостный, а Чехов хмурый.

Ничего не сказал Чехов. Молча он собрал свои вещи, взял посох и, выбрав ночку потемнее, хотел потихоньку уйти.
Но не успел он сделать десяти шагов, как сильная рука схватила его за горло и закричала:
― Идеалы у тебя есть?
Это был Скабичевский.
― Снимай котомку! ― приказал Скабичевский . ― Развязывай веревки.
― Зачем? Я…
― Не разговаривать! Обыск хочу сделать. Покажи, где у тебя идеалы запрятаны.
― Я… Я…
― Молчать! Кто за тебя отвечать будет? Я. Ходите без идеалов, а критик за вас отвечай.

Покорился своей судьбе Чехов.
Молча и покорно он выслушивал мнения своих критиков.
А их было много, очень много.
Приходили какие-то Шулятниковы, Задеры, Ростовцевы, Казанцевы, Потковские, Столяровы и т.д.
Одни хлопали его по плечу и поощряли:
― Пиши, брат, пиши. Мы, что ж? Нам ничего, пиши.
Другие учили:
Не так, брат, пишешь. Ты бы вот как сделал. Видишь, учу тебя, потому что ты способный человек.
Третьи журили:
― Все-то ты пустячки пишешь… Взялся бы за дело, как следует.

Все перечисленные авторы статей в “Сборнике 86 критических статей о произведениях Чехова” писали при жизни Чехова.
Их строки, как гвозди, впивались в мозг и сердце Чехова.
Когда он писал, он не мог не думать о них.
Так жил и работал среди сапожников Антон Павлович Чехов…

Вышеназванные критики Чехова еще почти все живы.
Все еще стоят на страже русской литературы и украшают своими строками отделы критики в газетах и журналах.
И никто еще из до сих пор не подумал:
― Дай-ка, вернусь к своим шилу и дратве…
Никто!

Читать онлайн. Сапожники о Чехове. О. Л. Д’Ор (Оршер Иосиф Львович). Журнал “Новый Сатирикон”. №28. 1914 год.