русский узел аркадий аверченко журнал новый сатирикон

Русский узел. Фельетон Аркадия Аверченко.

Русский узел. Фельетон. Аркадий Аверченко. Журнал “Новый Сатирикон”, 1916 год, № 20.

В мировой истории мы до сих пор имеем только три ярких этапа сообразительности и остроумия…
Первый: царь Соломон, предложивший двум тяжущимся из-за младенца женщинам — разрубить этого младенца на две части и наделить каждую женщину половиной младенца.
Второй: Александр Македонский, разрубивший своим мечом запутанный гордиев узел.
И, наконец —
третий: “На обсуждение особого совещания по топливу вносится разработанный распределительной секцией вопрос о необходимости закрытия в районе петроградского градоначальства театров, кинематографов, увеселительных садов и проч.”.

Если вдуматься в эти три “этапа”, то, что касается первого — он довольно сложен; подумайте только: царь Соломон отнюдь не хотел кромсать младенца, а внес это предложение лишь как реактив, долженствующий выявить настоящую мать. Это была своего рода лакмусовая бумажка, которая заставила настоящую мать пасть на колени и вскрикнуть: “О, царь! Отказываюсь от своей половины! Пусть она забирает целого!”.
Сложно все это и для простой головы мало доступно.

Далее: второй этап поражает своей простотой. Десятки людей бились над проклятым узлом, все пальцы себе обломали, а тут пришел человек, трахнул мечом по узлу — и узла как не бывало.

Третий этап — предложение распределительной секции по топливу напоминает больше александро-македонский поступок, чем соломоновский: все это до смешного просто и очень мило.
Нет угля? Закрыть театры.
Меч Александра Македонского попал в крепкие надежные руки. Черта-ли нам возиться с этим запутанным узлом, обламывать об него ногти: трахнуть мечом — и вся недолга…
Смешно было бы, если бы Александр Македонский, в свое время, снял каску, присел на землю, поплевал на руки и принялся зубами и руками развязывать запутанный узел. Может быть, он бы и развязал, а может быть и не развязал!
И получился бы для Александра Македонского большой конфуз. (“Туда же! С твоим носом этакие узлы развязывать?”)

Может быть, и теперь — распределительная секция по топливу, если бы удосужилась поплевать на руки да приняться хорошенько за запутанный узел, то и уголь бы появился и дрова бы появились, уж больно много и и того и другого.
Но распределительная секция по топливу решила следовать самым знаменитым классическим образцам:
— Петр Иваныч, у вас меч? А ну, трахните-ка по этому узлу, чтоб ему пусто было.
—Э-эк! — трахает Петр Иваныч…
— И что же? Узла как не бывало!

Хорошо бы, если бы распределительной секции по топливу удалось расширить свои функции.
— Топлива, господа, не хватает.
— Эка невидаль! Закроем театры и все тут.
— Слушаю-с. А вот тут тоже гвоздей нет. Гвоздей кризис.
— Закройте театры.
— Да мы не о гвоздях сезона говорим. Просто гвоздей нет. Для вбивания, которые.
— Да ведь в театрах гвозди вбиваются?
— Ну? Изредка вбиваются.
— Ну вот и закройте театры.
— Дело в том, что гвозди, главным образом, в домах употребляются. В стены их вбивают.
— Закроем дома.
— А как же их закрыть. Жить то где тогда?
— Вот видите — значит, и выходит: закрыть театры.
— Слушаю-с. Вот тут тоже… сахару нет; рафинаду!
— Закройте театры.
— Позвольте, какое же отношение…
— Да, в театрах-то чай с сахаром пьют?
— Изредка. На сцене — иногда, в публике — чаще.
— Ну, вот видите — закроем театры, сэкономим на сахаре.
— Но ведь это пустяковая экономия… Какая-нибудь сотая процента!
—А вы думаете на освещении сэкономим больше?
— Так зачем же это?
— Ну, театры, тоже… Важное кушанье!
Сверкает меч в воздухе… Звенит, свистит… Так люди размахались, что и подойти страшно.


Почтительнейше прошу разрешения указать на маленькую разницу, существующую между объектом стараний Александра Македонского и объектом стараний распределительной секции… В первом случае — узел на какой-то телеге. Черт знает, что это за узел… Никому он особенно не был нужен и цена ему грош в базарный день.
Если Александр Македонский для смеху и бабахнул по нему мечом, то никого это не огорчило. Даже, я думаю, и сам Гордий, автор узла, только усмехнулся и сказал:
— Здорово ахнул! Ну, да черт с ним — новый завяжу.

А во втором случае меч занесен над театром.
Театр — это наша гордость, наш свет, тепло , подъем и успокоение.
Смею думать, что говорю так от имени всей России.


Русский узел. Фельетон. Аркадий Аверченко. Журнал “Новый Сатирикон”, 1916 год, № 20.

Добавить комментарий